15 июня 2006 •

Александр ДИВАКОВ, Олег РАСТЕГАЕВ Фото Степана Шумахера и Олега Растегаева

Компактные однообъемники Nissan Note и Renault Modus построены на одной платформе — той, что лежит в основе автомобиля Nissan Micra. Кто бы мог подумать? Игривый Modus совсем не похож на основательный Note с его передком в стиле кроссовера Nissan Murano. К тому же Note на 29,5 см длиннее…

Тем не менее Note и Modus — родные братья. А их ближайший конкурент на нашем рынке — обновленный Ford Fusion. Кто из них лучше? Мы решили сравнить самые дорогие версии машин с 1600-кубовыми моторами и четырехступенчатыми «автоматами».

«Внутри больше, чем снаружи», — вот кредо этих машинок. Особенно это верно для компактвэна Nissan Note. Места на заднем сиденье столько, что на ум приходит сравнение с седанами представительского класса. Даже если человек впереди отодвинул свое кресло до упора назад, оно не коснется коленей заднего седока — если он не Майкл Джордан.


Так выглядит интерьер версии Luxury. Хорошо выглядит! Недешевый пластик, массивные кресла с обогревом, мультифункциональный руль…

Note лишен указателя температуры. Вместо него две контрольные лампочки: синяя — двигатель холодный, а красная сигнализирует о перегреве

Ниссановский «автомат» работает безупречно
Двойной пол делает багажник практичнее

А скажите, в каком еще автомобиле подобных габаритов пассажир может вытянуть ноги, просунув их под водительское сиденье? А тут — пожалуйста! Плюс невысокий тоннель, беспрепятственный вход-выход, откидные столики, подстаканники, карманы, плафоны индивидуального освещения…

Но и Modus не промах. Сев назад, мы не поверили глазам — колесная база на 12 см меньше, чем у Ноута, а места для ног здесь столько же! Правда, при условии, что сзади сидят два человека и сиденье-трансформер сдвинуто назад почти до пятой двери. Для того чтобы подушка сдвигалась на 20 см и не упиралась в колесные арки, ее пришлось сделать раздвижной. Средняя часть подушки поднимается, две крайние части сдвигаются — и пожалуйста, можно развалиться, как в седане бизнес-класса. Разве что без дополнительных удобств и подлокотника.

Это сиденье-трансформер получило имя Triptic и предлагается на всех Модусах за исключением базовой комплектации Authentique. Правда, когда этот Triptic находится в положении «три пассажира», места для ног уже не хватает — продольный ход регулировки сиденья уменьшается с 20 до 8 см.

Климат-контроль — как в Микре. Аудиосистема со средненьким звучанием. Над ней — ящичек Под сиденьем пассажира — тайничок
Сзади в Ниссане на удивление просторно
Удачное сиденье подойдет людям любой комплекции. Откидные столики — с подстаканниками «Бардачок» — с охлаждением и полочкой на внешней стороне крышки

А вот Ford Fusion попроще — ни сложных трансформаций, ни регулировок по длине. Да и места для ног здесь куда меньше. Зато задний «диван» пошире — втроем в плечах будет свободнее.

А каково водителям?

Renault Modus — сама оригинальность. Вместо привычных приборов — «полушарик» с дигитальными шкалами в центре передней панели. Если скорость высвечивается на этом табло крупными цифрами, то остальная информация «скомкана» — чтобы понять, сколько бензина осталось в баке, или разобраться с показаниями маршрутного компьютера, приходится надолго отвлекаться от дороги.

  Renault Modus: цифры скорости видно неплохо, а вот остальные символы без очков не разберешь
«Автомат» работает неважно — несмотря на адаптивность и ручной режим
Кнопка включения обогрева сиденья расположена в слепой зоне слева от подушки Triptic: если среднюю часть подушки поднять, а боковые сдвинуть к центру, сиденье можно сдвинуть на 20 см назад (на фото слева). В нормальном положении (на фото справа) оно сдвигается лишь на 8 см

Места за рулем немного, но благодаря вертикальной посадке и заваленному вперед рулю в Renault без проблем усаживается водитель ростом 185 см — да еще с приличным запасом пространства над головой. А вот педальный узел тесноват — переносить ногу с акселератора на тормоз неудобно. И почему все здесь такое «пластмассовое»? Даже руль, обшитый кожей, не смог порадовать — шов на внутренней стороне обода слишком грубый.

Благодаря большой площади остекления салон Модуса — самый светлый   Спинки складываются раздельно, но подушка — цельная
«Запаска» крепится под полом при помощи троса и фиксатора В Renault — большой «бардачок» и небольшие ниши в полу Откидная подушка поможет зафиксировать сумку при торможении

Nissan Note куда солиднее. Пластик более качественный, все ручки-кнопочки работают четче. «Двухэтажная» консоль интереснее, ее оборудование богаче — климат-контроль вместо кондиционера при схожей цене. Плюс датчики дождя и света. На Renault CD-чейнджер упрятан под сиденье водителя, а Nissan укомплектован чейнджером, встроенным в переднюю панель. «Бардачки» — охлаждаемые, но в Ниссане перчаточный ящик больше, а на его крышке есть дополнительный карман. Плюс к тому под пассажирским сиденьем расположен вместительный тайник.

Посадка в Ниссане более низкая — почти легковая. Да и сиденье удобнее — полукруглая спинка лучше фиксирует тело любой комплекции. Есть даже откидные подлокотнички — для машины с «автоматом» не лишнее удобство.

Ford Fusion удивил довольно узкими передними сиденьями — для корпулентных персон с размером пиджака от 50-го и выше кресла явно тесноваты. Зато высокая посадка удобна, эргономика по-фордовски выверена, качество отделки неплохое. Кстати, только Ford позаботился о переводе всех пунктов меню бортового компьютера на русский язык. Да и пунктов тоже больше, чем у конкурентов. Побродив по меню, мы обнаружили настройки центрального замка (отпирается только водительская дверь или все сразу), регулировку работы поворотников (однократное или троекратное мигание поворотников на одно нажатие) и даже настройку громкости звукового сигнала!

Ford Fusion: самые понятные приборы. Еще и потому, что меню русифицировано «Бардачок» глубокий, но без охлаждения За доплату предлагается люк
с механическим приводом
Климат-контроль, CD-чейнджер и обогрев лобового стекла — за доплату
Сиденье узковато, а кнопку обогрева приходится искать на ощупь «Автомат» бесхитростен, но работает неплохо

Но вот для самых важных пассажиров Fusion приспособлен не лучшим образом. Мы имеем в виду детей — наше будущее нужно перевозить, заботливо пристегнув ремешками специальных креслиц. Конечно, в Форде детские сиденья можно крепить ремнями безопасности. Но как показали наши тесты (см. АР №11, 2006), пристегивать креслица к кузову по методу Isofix и удобнее, и гораздо надежнее при аварии. Но Fusion, увы, не оснащен скобами Isofix — в то время как на заднем сиденье Note они имеются, а Modus во всех версиях (за исключением базовой Authentique) поможет закрепить Isofix даже на месте переднего пассажира.

Итак, детей и взрослых мы усадили. А багаж?

Ford Fusion радует высоким качеством отделки салона Задние сиденья не двигаются — места для ног немного Просторный багажник имеет наименьшую погрузочную высоту

Renault приспособлен для выездов на дачу меньше всего — тут самый маленький багажничек. Сдвинув вперед заднее сиденье, можно отыграть немного места для поклажи, но пассажирам это вряд ли понравится.

А вот багажники двух других машин гораздо просторнее. При этом Fusion хорош минимальной погрузочной высотой — через низкий порожек удобнее всего переваливать тяжелые вещи. А Note радует двойным полом багажного отсека с парой легко снимающихся полок.

Итак, в путь?

Nissan Note не только быстрее двух остальных машин, но и удобнее в управлении тягой. «Автомат» незаметно переходит на верхние ступени, очень плавно и быстро подключает нижние передачи. Да и тяговитый мотор для города подходит как нельзя лучше.

Фордовский «автомат» тоже работает неплохо, но мотор здесь на 10 сил слабее — и гораздо шумнее. Даже когда едешь «в полпедали», моторные завывания утомляют. А уж если топить педаль в пол…

Modus понравился еще меньше — даже несмотря на более мощный двигатель и адаптивный «автомат». Разгон какой-то «рваный» — толчки в трансмиссии ощущаются при переходе не только на пониженные, но и на повышенные передачи. Например, если после интенсивного разгона на второй ступени водитель сбросит газ, то сначала происходит торможение двигателем, клевок, потом пауза и лишь потом движение на третьей ступени. При спокойной езде «автомат» слишком рано переходит на повышенные ступени, а чуть утопишь педаль акселератора — «автомат» перескакивает на пониженную. Так и скачет туда-сюда, пока не утопишь педаль в пол. Пара интенсивных разгонов — и «автомат» перестраивается, некоторое время работает нормально — электроника позже включает повышенные передачи, больше крутит мотор. Но это продолжается недолго. В ручном режиме коробка функционирует неплохо, но к чему тогда покупать машину с «автоматом», если приходится самому дергать за рычаг?

Проиграл Renault и при замерах тормозного пути. Причем при повторных циклах тормоза начали греться, и результаты стали еще хуже. Ниссановские тормозные механизмы тоже слабеют по мере нагрева — хотя тормозной путь Ноута короче. А самым стабильным оказался Ford Fusion — минимальный тормозной путь почти не менялся при втором и третьем торможениях. На таком автомобиле можно смело отправляться в Крым или на Кавказ!

Причем на горной дороге Fusion хорошо покажет себя и с точки зрения управляемости — он уверенно заходит в крутые повороты, хорошо стоит на дуге, а диагональная раскачка не уводит его с траектории. Немного мешает низкая чувствительность (от упора до упора руль делает 3,4 оборота) — крутить рулем приходится интенсивнее, чем в двух других машинах. Именно поэтому два водителя из пяти не смогли объехать «неожиданно возникшее препятствие» во время имитации аварийной ситуации. Зато реактивное действие на руле — отменное.

Nissan столь же прост и понятен в управлении. Но его реакции на повороты руля мягче, крены больше, диагональная раскачка кузова заметнее. Однако никаких неудобств эта мягкость не приносит — умеренная чувствительность, спокойные реакции, в меру легкий и в меру информативный руль полностью соответствуют понятию «семейный автомобиль». И еще — Note практически не реагирует на продольные колеи, в то время как Fusion на них плавает из стороны в сторону.

Renault хорошо стоит на ровной дороге, повороты проходит с небольшими кренами и высокими боковыми ускорениями. Но все портит электроусилитель руля — искусственное усилие лишает водителя связи с автомобилем. А более «строгая» подвеска вызывает нежелательные траекторные отклонения на неровностях. Получается, что Modus способен пройти поворот быстрее, чем Note, но удовольствия от этого — никакого. Даже в штатных режимах на дуге приходится постоянно подруливать, «вслепую» выбирая правильный угол поворота баранки.

Сделать маленькую машинку комфортной очень сложно: легкий кузов с короткой базой скачет по неровностям дороги, словно мячик. Во всяком случае, именно таковы Modus и Fusion — особенно на мелких неровностях и средних скоростях. Правда, на трассе, когда набираешь 100—120 км/ч, и Renault, и особенно Ford демонстрируют неплохую энергоемкость подвесок. Но ниссановским инженерам настройка пружин и амортизаторов удалась лучше — Note практически не замечает ни крупных, ни мелких дорожных неровностей. Правда, с полной нагрузкой Nissan едва справляется: когда в салоне пять человек, подвеска то и дело замыкается на буфера сжатия.

Что касается акустического комфорта, то хуже всех оказался Ford Fusion — двигатель шумен, а после 100 км/ч в окнах начинает неприятно завывать ветер. Братцы-кролики Modus и Note заметно тише. Если сравнивать их, то в салоне Ниссана громче работает мотор (на высоких оборотах), а в Renault на неровностях шумновата подвеска.

И последнее — обзорность. Лидер здесь — вновь Nissan с его крупными наружными зеркалами. У Форда зеркала, наоборот, маленькие. А у Модуса большая площадь остекления (это плюс), но зеркала не только маловаты, но к тому же еще и смещены назад на ширину «форточек». В результате невысоким водителям приходится интенсивно крутить головой, чтобы быть в курсе дорожной обстановки. И еще одна проблема Модуса — водитель не чувствует передних габаритов. Лобовое стекло вынесено далеко вперед, капота не видно. Парковаться в городе, особенно начинающим водителям, будет сложнее…

А ведь такие компактные, но просторные машинки созданы именно для города. И вот увидите — пройдет еще пара лет, и в Москве так же, как и в Париже, люди будут наматывать круги вокруг кварталов в поисках местечка для парковки. Так что Nissan Note — простой, легкий в управлении, комфортный и вместительный автомобиль — должны оценить не только в Европе, но и у нас.

Конечно, есть одноклассники и компактнее — например, Renault Modus. Жаль, что, кроме компактности и пятизвездного рейтинга по итогам краш-тестов EuroNCAP, преимуществ перед ниссановским братцем-соплатформенником у Модуса немного.

Но самым популярным в этом классе, скорее всего, так и останется Ford Fusion. Пусть в чем-то он проигрывает Ниссану, зато он дешевле. Если за Note в базовой комплектации нужно выложить $14990, за Modus — $16699, то простой Ford Fusion можно купить за $12990. А это, как говорится, дорогого стоит…

Ford Fusion 1.4 (80 л.с.) в базовой версии Core за $12990 — лучшее предложение в классе компактвэнов. Есть четыре подушки безопасности, АБС, усилитель руля, а за доплату в $1050 можно заказать «роботизированную» коробку Durashift EST — некое подобие «автомата».

В «средней» комплектации Trend за $14090 — чуть более богатый интерьер, передние электростеклоподъемники и CD-магнитола. Такой же автомобиль с двигателем объемом 1,6 л (100 л.с.) стоит $14890. С 1600-кубовым мотором агрегатируется не только механическая трансмиссия, но и настоящий «автомат» — такая машина в версии Elegance с кондиционером обойдется в $17290. Климат-контроль, датчик дождя и другие радости жизни — за доплату.

Гарантия — 2 года или 100000 км пробега. Кредит — первый взнос от 50%, выплаты от 4,9% годовых до 3 лет.

Nissan Note дороже — от $14990 за машину с мотором 1.4 (88 л.с.). Зато базовая комплектация Comfort богаче — две подушки безопасности, АБС, электроусилитель руля, передние электростеклоподъемники и зеркала с электроприводом и обогревом. Следующая ступень — версия Luxury (4 подушки, кондиционер, датчик дождя, 15-дюймовые легкосплавные колеса, CD-магнитола на 6 дисков, система трансформации багажника FlexiBoard) за $17230.

Автомобиль с 1600-кубовым мотором (110 л.с.) можно выбрать с двумя типами трансмиссий: пятиступенчатой «механикой» (от $17280) или четырехступенчатым «автоматом» (от $18280). Для этих версий предлагается еще и высший уровень оснащения Tekna (климат-контроль, 16-дюймовые легкосплавные колеса и отделка интерьера вставками из кожи). Но цена такой крохи с «автоматом» — $20490…

Гарантия — 3 года или 100000 км пробега. Кредит — первый взнос от 0%, выплаты от 7,9% годовых до 5 лет

Renault Modus еще дороже: базовая версия Authentique со скромным 75-сильным моторчиком объемом 1,2 л, электроусилителем руля и АБС, но без кондиционера и аудиосистемы стоит $16699! При этом подушек безопасности — только две, а задних подголовников и креплений Isofix для детских сидений нет вовсе.

Modus 1.4 (100 л.с.) продается только в комплектации Expression (4 подушки, крепления Isofix и заднее сиденье Triptic с подголовниками) от $18169. А самый мощный Modus Dynamique с мотором объемом 1,6 л (113 л.с.), оснащенный шестью подушками безопасности и аудиосистемой, стоит уже $19899. С адаптивным «автоматом» — и вовсе $20879…

Из-за слишком высоких цен продажи исчезающе малы — около десяти машин в месяц. Поэтому сейчас почти все дилеры продают Modus 2005 года выпуска со скидкой в $2000.

Гарантия — 2 года без ограничения пробега. Кредит — первый взнос от 10%, выплаты от 7,9% годовых до 5 лет.

Светосила

Ночная съемка автомобилей с одной и той же точки дает представление об эффективности работы фар. По этим фотографиям видно, что ближний свет лучше всего у автомобиля Nissan Note — его фары полностью освещают человека, стоящего в 80 метрах на обочине. Ford Fusion освещает обочину чуть хуже, а Modus огорчил самыми «тусклыми» фарами — они выхватывают из темноты лишь ноги пешехода. Дальний свет Форда и Ниссана нареканий не вызывает: яркий пучок ровно освещает дорогу и человека в 160 метрах от машины. А у фар Renault пучок дальнего света более тусклый и почему-то смещен вправо — человек на дороге виден не так отчетливо.

Во время фотосъемки в автомобилях находился только водитель, а корректоры фар были установлены в нулевое положение.

Ford Fusion Nissan Note Renault Modus
Ближний свет. Пешеход стоит на обочине в 65 м от автомобиля
Ближний свет. Пешеход стоит на обочине в 80 м от автомобиля
Дальний свет. Пешеход стоит на середине дороги в 160 м от автомобиля

«Лосиный тест»

Испытание «лосиный тест», имитирующее объезд внезапно возникшего препятствия, мы проводим в два этапа. Сперва несколько водителей, привыкнув к реакциям каждой машины в штатных режимах движения, пробуют совершить маневр объезда с первой попытки — на скорости, далекой от предельной. А потом за руль каждого автомобиля садится эксперт и наращивает скорость, постепенно подбираясь к пределу.

По предельной скорости все три хэтчбека оказались примерно равными: в случае с Фордом и Ниссаном быстрее пройти «лосиный тест» не позволила невысокая чувствительность рулевого управления, а Modus при возвращении на свою полосу выскальзывал за пределы разметки из-за недостаточно «цепких» шин. Наиболее простым и предсказуемым автомобилем оказался Nissan Note — всем водителям с первой попытки удалось не сбить ни одного конуса. А вот Fusion и Modus оказались хуже — выполнить маневр удалось лишь троим водителям из пятерых. Ford сбивал с толку тем, что при быстром вращении руля чувствительность падала и люди «недокручивали» баранку, сбивая воображаемого «лося». А Modus в экстремальных режимах подводит электроусилитель: руль «проваливается», и водители не могут выбрать верный угол поворота баранки.

Максимальная скорость при выполнении «лосиного теста», км/ч
Автомобиль - Скорость
Ford Fusion - 73,8
Nissan Note - 73,3
Renault Modus - 73,6

«Лосиный тест» с первой попытки на скорости 65 км/ч*
Автомобиль - Маневр выполнили
Ford Fusion - 3 водителя
Nissan Note - 5 водителей
Renault Modus - 3 водителя
* В испытаниях принимали участие пять водителей

При резком маневре Fusion демонстрирует низкую чувствительность к поворотам руля Note — самый понятный и легкий в управлении автомобиль Управляемость Модуса портит искусственное реактивное действие на руле

Ford Fusion 1.6, Nissan Note 1.6, Renault Modus 1.6 (данные производителей)

Автомобиль Ford Fusion Nissan Note Renault Modus
Тип кузова 5-дверный универсал
Число мест 5
Объем багажника, л 337/1175* 280/1131* 198/620*
Снаряженная масса, кг 1170 1131 1160
Полная масса, кг 1630 1580 1650
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1596 1598 1598
Степень сжатия 11,0:1 10,7:1 10,0:1
Число клапанов 16 16 16
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин 100/74/6000 110/81/6000 113/82/6000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 146/4000 153/4400 151/4250
Коробка передач автоматическая, 4-ступенчатая
Передаточные числа
I 2,88 2,86 2,72
II 1,57 1,56 1,5
III 1 1 1,32
IV 0,7 0,7 1,03
задний ход 2,3 2,31 2,46
главная передача 4,28 4,07 3,65
Привод на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные дисковые дисковые
Шины 195/60 R15 185/65 R15 175/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 176 174 184
Время разгона 0—100 км/ч, с 13,1 11,7 12,3
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 10,3 9,3 10,4
загородный цикл 6,1 5,8 5,9
смешанный цикл 7,6 7 7,5
Емкость топливного бака, л 45 46 49
Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-95
* Со сложенными задними сиденьями

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей

Марка FordFusion NissanNote RenaultModus
Цена базовой версии, $ 12990 14990 16699
Двигатель базовой версии 1.4 1.4 1.2
Двигатель 1.6 О О О
Фронтальные подушки безопасности + + +
Боковые подушки безопасности передние + + +
Надувные «занавески» О
АБС + + +
Усилитель рулевого управления + + +
Автоматическая коробка передач О О О*
Регулируемая по высоте рулевая колонка + + +
Регулируемое по высоте сиденье водителя + О О
Кожаная отделка рулевого колеса + +
Мультифункциональное рулевое колесо О
Электрообогрев передних сидений О + +
Электрообогрев лобового стекла О
Кондиционер О О О
Климат-контроль О О
Центральный замок дистанционный О О +
Иммобилайзер + + +
Электропривод складывания зеркал О О
Электропривод и обогрев наружных зеркал О + О
Электростеклоподъемники передние О + О
Электростеклоподъемники задние О
Датчик освещения О О
Датчик дождя О О
Маршрутный компьютер О О +
Складывающееся по частям заднее сиденье + + +
CD-аудиосистема О О О
CD-чейнджер О О О
Противотуманные фары + О +
Полноразмерное запасное колесо + +
Металлическая защита моторного отсека +
Легкосплавные колеса О О
Окраска «металлик» О +
Люк с механическим приводом О
Дистанционный замок багажника +
Дистанционный замок лючка бензобака +
Запуск двигателя без ключа О
Откидные столики в спинках      
передних сидений О
Цена тестируемого автомобиля, $ 20185 20490 20879
* Режим ручного выбора передач
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили

Точность показаний спидометра

Показания спидометра, км/ч 40 60 80 100 120 140 160
Истинная скорость, км/ч
Ford Fusion 38 58 77 97 116 136 155
Nissan Note 39 59 78 97 117 135 154
Renault Modus 39 59 78 97 117 136 156

Экспертные оценки Авторевю

Параметр Макс. балл FordFusion NissanNote Renault Modus
Дизайн 160 125 130 125
Внешность 80 60 65 65
Интерьер 80 65 65 60
 
Эргономика 160 125 135 125
Рабочее место водителя 80 60 65 60
Обзорность 80 65 70 65
 
Динамика 260 220 225 190
Разгонная динамика 80 65 70 55
Тормозная динамика 100 90 85 75
Управляемость 80 65 70 60
 
Ездовой комфорт 210 155 170 155
Плавность хода и виброзащита 80 55 65 55
Акустический комфорт 70 50 55 55
Микроклимат 60 50 50 45
 
Комфорт салона 210 165 170 155
Пассажирские места 70 55 65 55
Багажник 70 55 55 45
Трансформация салона 70 55 50 55
 
Суммарный балл 1000 790 830 750

Некоторые результаты измерений Авторевю

Автомобиль Ford Fusion Nissan Note Renault Modus
Максимальная скорость, км/ч 167,1/171,7* 167,4/176,2* 175,2
Время разгона, с
0—50 км/ч 3,8 3,8 4,8
0—100 км/ч 12,7 12 12,8
0—150 км/ч 36,1 33,3 35,5
на пути 400 м 18,6 18,4 19,1
на пути 1000 м 34,6 34,2 35
60—100 км/ч/(D) 7,8 7,4 7,9
80—120 км/ч/(D) 11,2 10 10,8
Выбег, м
с 50 км/ч 611 644 611
130—80 км/ч 889 906 889
160—80 км/ч 1321 1336 1321
Тормозной путь
со скорости 100 км/ч, м 41,5 42,2 45,9
Замедление, м/с² 9,3 9,1 8,4
* На IV/III передаче

Графики разгона

Результаты измерений

 

Источник: АвтоРЕВЮ