Renault Изучаем двуличность хот-хэтча Renault Megane RS

1 сентября 2012 •  Прокомментировать тестдрайв

Трёхдверка Renault Megane RS — лучшее предложение в классе. Начальная цена — 280 000 грн. Такого мощного, столь быстрого автомобиля с настолько богатым базовым оснащением на нашем рынке попросту нет. А наиболее дорогой Megane RS обойдётся в 320 904 грн.


Сидящий справа от меня друг вжался в сиденье, упёрся ногами в пол и тяжело выдохнул. «Фу-у-у-ух. Так душа проваливалась только в Ягуаре XKR и Bentley Continental GT», — пробормотал мой попутчик. Я был менее эмоционален, ибо более избалован, но после прохождения широкой связки поворотов и мне было, о чём задуматься. Так быстро? На переднеприводном хэтчбеке с ценой лишь немногим за 1,1 млн рублей? Знающие люди мне говорили, Renault Megane RS — автомобиль феноменально быстрый на дорогах любой крутизны. Но лучше один раз попробовать, не так ли?

На фотографии — стандартные диски с шинами Bridgestone Potenza размерностью 225/40 R18. У машин с пакетом Sport стоят чёрные колёса иного дизайна с покрышками Michelin Pilot Sport 3 размерностью 235/40 R18. А в Европе в списке опций есть красивые 19-дюймовые катки STEEV Speedline.

История циклична. Несколько лет назад нам на тест попала трёхдверка Renault Clio RS. Быстрая, со сбалансированным шасси и великолепным звуком — голову я потерял примерно за 20 минут. В итоге, взвалив на себя ношу в виде кредита, стал счастливым обладателем «эр-эски». А сейчас передо мной стоит ярко-жёлтый Megane RS, и смотрю я на него не только глазами автомобильного журналиста, но и глазами потенциального покупателя. Покупателя, для которого, похоже, уже всё решено.

 

Трапециевидный патрубок — бутафория. За этой накладкой мастерски скрывается одиночная выпускная труба скромного вида.

Мы очень хотели столкнуть лбами Меган и хот-хэтчи Ford Focus ST и Opel Astra OPC новых поколений. Однако последних двух автомобилей в пресс-парках компаний Ford и Opel ещё не было. Тогда было решено сравнить Megane RS в двух исполнениях — без пакета Sport и с ним. Напомним, в эту опцию входят более жёсткая подвеска, блокировка дифференциала, почти гоночные кресла-ковши Recaro. Что может сотворить одна опция? С ней и без неё Renault Megane RS — два разных автомобиля, предназначенных для разных целей.

 

Тестовый Renault Megane RS с пакетом Sport щеголял фирменными аппликациями на кузове и надписью на дверях, которая возбуждала азартных соседей по потоку. Диски чёрного цвета и красные суппорты Brembo спереди — прерогатива машин с блокировкой дифференциала.

Ярко-жёлтый хэтчбек выглядит исключительно и заставляет людей оборачиваться вне зависимости от наличия пакета Sport. Расширенные арки, большие 18-дюймовые диски и выпускная труба по центру заднего бампера в трапециевидном обрамлении будоражат не только мою кровь. Погоняться на дороге хотят даже владельцы фургонов Mercedes Sprinter! Но стоит подойти к автомобилю в упор, как частичка волшебства улетучивается. Крылья, как оказывается, расширены накладками в стиле доморощенного тюнинга. В этом плане Clio RS сделана с большим вниманием к мелочам. Может, конечно, создатели Мегана RS пытались таким образом добавить трёхдверке брутальности?

 

Сам по себе интерьер абсолютно не спортивен, но соответствующая аура подпитывается удобным рулём с рельефным ободом и «нулевой» меткой, металлическими накладками на педалях и креслами с развитой боковой поддержкой.

 

Двухзонному климат-контролю положено три автоматических режима, а даже базовая аудиосистема может похвастаться USB-входом и разъёмом AUX-IN. Система стабилизации и без того настроена либерально, но у неё есть спортивный алгоритм работы. А ещё её можно полностью отключить.

 

В боковых зеркалах видишь всё, что нужно, да и аудиосистема Bose играет насыщенно. Но вот шестиступенчатой «механике» не мешала бы доработка: при включении первой передачи механизму не хватает чёткости.

От дизайна специалисты отделения Renault Sport далеки, их конёк — настройка агрегатов и шасси. Мотор — 250-сильная «четвёрка» 2.0 с наддувом и 340 Н•м. Это тот же двигатель F4R, что стоит на Clio RS, но дополненный турбокомпрессором. Оживает он буднично, особо не заявляя о своём потенциале. С места трогаться тяжело — сцеплению не хватает информативности, а слишком упругая пружина выталкивает левую ногу как раз в тот момент, когда смыкаются ведущий и ведомый диски. В итоге стартовать без дерготни трудно, особенно если нужно начать движение плавно. Есть вопросы и к механизму шестиступенчатой ручной коробки передач: ей бы чуть большей чёткости.

 

Кожаные кресла держат передних седоков крепко, но не стесняют в движениях и прекрасно подходят даже для длительных путешествий. Места над головой спереди достаточно, но сзади его впритык. Благо на галёрке нет дефицита свободного пространства для ног.

 

Кресла-ковши Recaro великолепны по всем параметрам,но садиться в них и из них вылезать мешает жёсткая боковая поддержка бёдер. Зато с такими сиденьями пассажирам сзади ещё просторней. При заказе опции RS Monitor получаешь встроенный секундомер. За четыре попытки мы разогнали хэтчбек до сотни за 6,3 с при паспортных 6,1.

Но стоит набрать ход, как об этих недоработках забываешь. Дурные мысли из головы уносятся так быстро, как быстро уходит к горизонту ярко-жёлтый снаряд. Невероятно быстро! Мотор здорово тянет уже с 2500 об/мин, но после 5000 начинается настоящая турбовакханалия! Под яростное шипение выпускной системы тело срастается с кожаным креслом Recaro, а картинка за окном превращается в сплошной motion blur. Первая, ш-ш-ш-ш, вторая, ш-ш-ш-ш, третья, ш-ш-ш-ш — и трёхдверка летит стрелой со скоростью свыше 130 км/ч. А смотреть на мечущуюся стрелку тахометра совсем не обязательно — громкий писк подскажет момент смены ступени.

 

Багажник глубокий и аккуратный, но проём узкий, а погрузочная высота немалая. Зато под полом оставили место под запасное колесо. Туда умещается даже накачанное колесо с диском диаметром 18 дюймов.

Но мне, как владельцу автомобиля с высокофорсированным «атмосферником», показалось ощутимым время реакции турбомотора на акселератор. Прожал педаль, но ускорение начинается спустя лёгкую заминку. При активной езде заминка кажется уже длиннее… Если такие повадки для вас неприемлемы, заказывайте опцию RS Monitor. С её помощью можно не только следить за температурой масла, давлением наддува или замерять время разгона до 100 км/ч и прохождения 400 метров, но и менять уровень отклика на подачу топлива. На выбор пять режимов — от экстремального до зимнего. Оптимальным мы признали спортивный, а Extreme и Snow для повседневной жизни едва ли подходят. Первый сгодится лишь на треке, ибо с ним автомобиль становится очень нервным, а второй делает педаль газа совсем аморфной.

 

Megane RS хорош в статике, но в движении он ещё лучше. А расплата небольшая — от 8 до почти 20 л бензина на 100 км в зависимости от режима движения и места эксплуатации.

 

Понимание с автомобилем наступает быстро — он едет именно туда, куда ты его направил, и именно так, как направил. Потрясающее ощущение! А на машинах с блокировкой ты чувствуешь это ещё сильнее.

Прострелы по прямой разницу между двумя Меганами RS не выявят, но хватит одной небольшой поездки на двух машинах по извилистым дорожкам Подмосковья, чтобы стало ясно — это автомобили для разных покупателей. Базовая версия — «боец», вторгнувшийся на территорию модели Ford Focus ST. В обоих поколениях «эс-ти» никогда не считался хардкорным хот-хэтчем — его главным преимуществом была универсальность. На нём можно ездить каждый день, не получив проблем со спиной. Таков и Megane RS без оборудования Sport.

 

В сравнении с Clio RS Megane RS чуть резче срывается в занос под сброс газа и чуть быстрее стабилизируется. И это всё можно проделывать на высоких скоростях — автомобиль остаётся в твоём беспрекословном подчинении. Прелесть в том, что ты сам решаешь, каким будет твой следующий поворот — эффектным или эффективным.

Плотная подвеска тщательно сканирует профиль асфальтового полотна, но откровенный дискомфорт ощущается только на крупных ямах и колдобинах. Мелочь, неровности средней величины отрабатываются довольно мягко, с упругими толчками. На движение рулём хэтчбек отзывается быстро, но плавно, а в отношениях с водителем нет резкости, грубости. Немного кренясь в виражах, Megane RS едет понятно и эмоционально — волнительная склонность к заносу под сброс газа, как у Clio RS, у него присутствует. И тормоза великолепные — мощные, выносливые, с педалью, у которой почти отсутствует свободный ход. Хот-хэтч? Безусловно!

 

На гладком шоссе Megane RS прижимается к полотну, и, кажется, его ничто не сдвинет с курса. Но как только под колёсами окажется колея, соберитесь — несмотря на отдельные поворотные кулаки спереди, под тягой хэтчбек расширяет динамический коридор. О вождении одной рукой лучше забыть.

Но как бы я ответил на этот вопрос, если бы сначала прохватил по петляющей дороге на Мегане с пакетом Sport? Категоричности поубавилось бы. Всё начинается с посадки: с ковшами Recaro роднишься буквально через пару минут. Создаётся ощущение, что ты родился в них и всю жизнь в них и провёл: настолько естественны их плотные объятия.

 

До 100 км/ч автомобиль не напрягает шумовым фоном в салоне — тихо поют шины, слегка подыгрывает им ветер в районе боковых зеркал. Ездить каждый день на Мегане RS без пакета Sport можно без вымученных компромиссов.

А когда лента асфальта закрутилась в дьявольском танце, разница между двумя Меганами стала колоссальной! Подвеска с ужесточёнными пружинами и амортизаторами, более упругими стабилизаторами поперечной устойчивости и механическая блокировка дифференциала превратили автомобиль в настоящий спорткар. Теперь Megane RS потряхивает даже на средних неровностях, появились ещё большая упругость и плотность в повадках, почти исчезли крены. А как чисто, без запаздываний хэтчбек реагирует на повороты руля, как много информации водителю поступает через руль на ладони! После этого стандартная «эр-эска» кажется немного ленивой, немного вялой в виражах, чуть расхлябанной.

 

Не висите у Мегана RS на «заднице»! Моргнуть не успеете, как окажетесь своим передком в его багажнике. Французы предусмотрительно оснастили хот-хэтч мощными тормозами. Мало того что механизмы неистово и с должной выносливостью замедляют трёхдверку, так ещё у педали тормоза нет свободного хода.

Но большая часть очарования — работа блокирующегося дифференциала. Базовая «эр-эска» и так быстра в поворотах, но на добавление газа неминуемо распрямляет траекторию, теряя в скорости. Но когда ты на дуге давишь на акселератор, а машину, будто бы засасывает внутрь виража невидимая сила… С блокировкой на изгибах дороги можно ехать безумно быстро, точно дозируя тягу. Связки поворотов, будь их хоть десяток кряду, проходятся на одном дыхании, словно в пьянящем состоянии транса. Когда ты чувствуешь машину как часть своего тела, когда управляешь ею без посредников, — такого чувства единения стандартный Megane RS подарить не в силах.

 

Участвовавшие в тесте Меганы — дорестайлинговые. Но обновлённые машины российской спецификации по технике от них не отличаются. Это в Европе после модернизации двухлитровый турбомотор выдаёт 265 сил и 360 Н•м.

В этом и есть сила «заряженного» Мегана — в двуликости. В мире по-прежнему много людей, которым важно, чтобы автомобиль выглядел спортивно, а от его динамики закипала кровь, но им бы не хотелось трястись на каждой кочке. Вот для таких любителей и рыбку съесть, и на кол не сесть предназначен Megane RS без пакета Sport. Но если быстро ездить по городу неинтересно, а выходных вы ждёте лишь для того, чтобы выбраться на гоночный трек, то Megane RS без опции Sport вам никак не сгодится. Для гоночной трассы подойдёт только такой Megane — с жёсткой подвеской и блокировкой.

 

Цены на Renault Megane RS с опцией Sport стартуют с 1 254 000 рублей (плюс 114 тысяч рублей к начальной цене). Однако если клиент заказал этот пакет, ему в принципе не удастся оснастить хэтчбек подогревом кресел, аудиосистемой Bose и задним подлокотником. Или на треке резвись, или музыку слушай.

С апреля по август 2012 года в России куплено 53 «эр-эски». Пижоны? Показушники? Но большинство из этих машин оснащены пакетом Sport. И мы видим в этом хорошую тенденцию. Прекрасно, когда люди шлифуют своё мастерство на трассах, в числе которых Нижегородское кольцо, Смоленское кольцо, АДМ «Мячково» и Казань Ринг, и там же принимают адреналиновые ванны, запирая свою спортивную (и не только) злость в рамках гоночного кольца. Обычно такие люди теряют интерес от импровизированных гонок на дорогах общего пользования. Хотелось бы верить в это, так должно быть. Лишь бы уверенность никогда не переросла в самоуверенность. Будь то дорога или прочая жизнь.

 

Паспортные данные


МодельRenault Megane RS
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест3/5
Длина, мм4312
Ширина, мм1848
Высота, мм1423
Колёсная база, мм2640
Колея передняя/задняя, мм1546/1547
Снаряжённая масса, кг1462
Полная масса, кг1835
Объём багажника, л377–991
Двигатель
Типбензиновый с турбонаддувом
Расположениеспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Число клапанов16
Рабочий объём, см³1998
Макс. мощность, л.с./об/мин250/5500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин340/3000
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая шестиступенчатая
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson, с отдельными поворотными кулаками
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые вентилируемые
Шины225/40 R18 — 235/40 R18
Дорожный просвет, мм120
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч250
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с6,1
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл11,5
— загородный цикл6,7
— смешанный цикл8,2
Норма токсичностиЕвро-4
Ёмкость топливного бака, л60
ТопливоАИ-95–98

 

Комплектация протестированного автомобиля


Базовая комплектацияMegane RSMegane RS плюс пакет Sport
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки безопасности++
Надувные «занавески»++
Крепление детского кресла Isofix++
АБС++
Система динамической стабилизации++
Трекшн-контроль++
Рулевой механизм с усилителем++
Биксеноновые фары++
Адаптивные фары++
Противотуманные фары++
Датчики давления в шинах++
Датчик дождя++
Датчик света++
Датчики парковки задние++
Бортовой компьютер++
Круиз-контроль++
Двухзонный климат-контроль++
Ключ-карта++
Мультифункциональное рулевое колесо++
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету++
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом++
Электрохромное внутрисалонное зеркало++
Регулировка передних сидений по высоте++
Подогрев передних сидений++
CD-магнитола с поддержкой MP3++
Интегрированная Bluetooth-система hands free++
Иммобилайзер++
Противоугонная сигнализация++
Легкосплавные колёсные диски++
Цена базовой комплектации1 140 000*1 140 000
Дополнительное оборудование тестового автомобиля
Жёлтый цвет11 00011 000
Бесключевой доступ в салон9000
Аудиосистема Bose15 000
RS Monitor12 500
Пакет отделки салона кожей45 000
Кресла с кожаной обивкой
Электрорегулировка водительского сиденья
Память положений кресла водителя
Задний центральный подлокотник
Люк20 000
Пакет Sport114 000
Кресла-ковши Recaro
Блокировка дифференциала
Диски Tibor Black Mat диаметром 18 дюймов
Убирается подогрев кресел
Цена протестированного автомобиля1 240 0001 266 500
* Цены указаны в рублях.

 

Техника

 

От обычной трёхдверки Renault Megane Coupe «эр-эска» отличается в первую очередь передней подвеской — у хот-хэтча установлены стойки McPherson с отдельными поворотными кулаками. Такая конструкция призвана уменьшить паразитные подруливания под тягой. В дополнение к этому версия RS от модификации Coupe разнится большей угловой жёсткостью подвесок, менее податливыми пружинами (на 15%) и амортизаторами большего диаметра, облегчёнными деталями в конструкции ходовой части. Толщина переднего стабилизатора, который прибавил в жёсткости 12,5%, увеличилась до 23 мм. Передняя и задняя колея у Мегана RS шире, чем у гражданского донора. А у машин с пакетом Sport, в которое входит шасси Cup, амортизаторы и пружины ещё жёстче. У RS-версий электроусилитель руля настроен по оригинальному алгоритму, передаточное соотношение рулевой рейки укорочено.

 

Сбивает дыхание водителю и пассажирам четырёхцилиндровый мотор серии F4Rt. Это наддувная версия «атмосферника» F4R, что ставится на Renault Clio Sport. Турбомотор с 16 клапанами и двумя литрами рабочего объёма ставился ещё на предыдущий Megane RS, где он развивал 225–230 л.с. и 300–310 Н•м. На нынешней модели отдача увеличена до 250 «лошадей» и 340 ньютон-метров (после рестайлинга — 265 и 360 соответственно). Агрегат с турбонагнетателем twin scroll выдаёт 80% крутящего момента уже с 1900 об/мин, но свой взрывной характер обнажает после 5000 об/мин.

 

История

 

Отделение Renault Sport с Меганом первого поколения работало по принципу «То в жар, то в холод». Полноценного «заряженного» автомобиля не было. Французы сначала предлагали обычные трёхдверки с фирменным обвесом и большими колёсными дисками. Но такие машины можно было купить только во Франции, а цены на них были неоправданно высокими. А потом в отделении Renault Sport подались в ралли с кит-каром Renault Maxi Megane. Непредназначенный для дорог общего пользования хэтчбек получил двухлитровый двигатель F7R710 с 285 силами и 360 Н•м, а масса автомобиля не превышала 960 кг. Переднеприводный ралли-кар оснащался гоночной подвеской и семиступенчатой секвентальной коробкой передач. Трёхдверка принимала участие в чемпионатах Франции по ралли в 1996 и 1997 годах.

 

Хэтчбек Renault Megane RS впервые появился в 2004 году и занял место на вершине гаммы модели Megane. Выпуск хэтчбеков с тремя и пятью дверьми наладили на фабрике в Дьеппе, комплектация изначально была богатой. «Сердце» — мотор F4Rt, с которого сняли 225 сил и 300 Н•м, комплектуется турбиной с изменяемой геометрией. Трёхдверка массой 1355 кг, укомплектованная шестиступенчатой «механикой», выстреливала до сотни за 6,5 с, а её максимальная скорость равнялась 236 км/ч. Похвальная управляемость — дело рук инженеров, поставивших спереди стойки McPherson с отдельными поворотными кулаками и скручивающуюся балку с увеличенной поперечной жёсткостью сзади.

 

Одной из особенностей Мегана RS было наличие множества модификаций. Например, стандартный автомобиль можно было снабдить спортивным пакетом, в который входили перенастроенная подвеска и рулевое управление, антрацитовые 18-дюймовые диски с шинами Dunlop SP SPort Maxx, ковши Recaro. Такие автомобили весили на 20 кг меньше базовых «эр-эсок». В 2005 году на рынок вышла ещё более жёсткая и лёгкая модификация — Megane RS Cup. Спустя год фирма Renault делает подарок самой себе за победу в Кубке конструкторов в сезоне Формулы-1 2005 года — выпускает хэтчбек Megane RS Renault F1 Team R26 с 230-сильным двигателем 2.0 (310 Н•м), ужесточённой подвеской и более производительными тормозами.

 

А в 2009 году французы выводят на рынок ограниченную партию трековых трёхдверок Megane RS R26.R. Двигатель — тот же вариант мотора F4Rt с 230 силами. Но снаряжённая масса снизилась аж на 123 кг. Из хэтчбека убрали задний диван с ремнями безопасности, эйрбэг переднего пассажира и надувные «занавески», климат-контроль, аудиосистему, почти всю шумоизоляцию, противотуманные фонари спереди, стеклоочиститель и омыватель заднего стекла. Вместо этого французы установили облегчённые кресла Sabelt с конструкцией из углепластика и алюминия и шеститочечными ремнями безопасности, углепластиковый капот, задние боковые стёкла и стекло двери багажника из поликарбоната, расширили колею на четыре миллиметра. В списке опций значились каркас безопасности и титановая выпускная система. У модификации R26.R стояли амортизаторы и пружины с оригинальной калибровкой, более мощные тормозные механизмы и облегчённые колёсные диски диаметром 18 дюймов с шинами Michelin Pilot Sport 2 (опционально — Toyo Proxes R888). Большинство из 450 машин были реализованы на рынке Великобритании.

 

За кадром

 

На съёмках у каждого из нас был свой стресс. Наш фотограф Борис Ульзибат и автор этих строк сильно разнервничались, когда брод на приличной скорости пересекал Volkswagen Amarok, стремящийся испачкать нам Megane RS. Но это мелочи в сравнении с тем ужасом, что испытала Настя Королькова. На неё уверенными шажками надвигался лохматый... пони.

Источник: DRIVE.ru