15 июня 2008 •

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора

Семь лет назад во время «примерки» полноприводного компактвэна Renault Scenic RX4 (см. АР №23, 2001) в безобидной ситуации в коробке «срезало» заднюю передачу: завязнув в снегу, я пытался выбраться задним ходом, и вдруг… Бз-з-здынь!

Вспоминая тот случай, я поначалу осторожничал за рулем нового кроссовера Renault Koleos: одно дело сломать коробку в Москве, и совсем другое — в Марокко, в отрогах Атласских гор, где прошла презентация первого кроссовера Renault. Но ничего не сломалось. Потому что Koleos — не Scenic RX4. И даже не вполне Renault.

Построенный на базе легкового компактвэна полноприводный Scenic RX4 до 2003 года исполнял в модельной линейке Renault роль внедорожника. Плохо ли, хорошо ли — другой альтернативы у Renault не было. Не было опыта постройки современных полноприводных автомобилей, не было подходящей платформы. Но после образования альянса Renault-Nissan французы получили доступ к полноприводным технологиям японцев — и не преминули ими воспользоваться.

Так появился Koleos.

Внешне он выдержан в новом стиле Renault — угловатом, несколько грубоватом, но подходящем для кроссовера куда больше, чем для новой Лагуны. Однако построен Koleos на ниссановской платформе С, которая легла в основу автомобилей Nissan Qashqai и X-Trail, а собирают автомобиль в Южной Корее, на заводе Samsung Motors в городе Бусане (80,1% акций фирмы Samsung Motors принадлежит компании Renault). Там же выпускается и корейский двойник Колеоса — Samsung QM5, который с декабря прошлого года продается на местном рынке.

Цветной дисплей оценят не только любители внедорожной езды, но и метеозависимые люди — Koleos предупредит о повышении или понижении атмосферного давления. Жаль только, в России пока не будет версий с экраном и навигацией Справа от кнопки стартера расположены клавиши управления круиз-контролем, трансмиссией и системой контроля спуска с горы, которая позволяет в автоматическом режиме съезжать с уклона более 10% со скороcтью 7 км/ч. В некоторых случаях такая скорость слишком велика, но снизить ее водитель не может

Впрочем, если во внешности Колеоса легко признать корейские черты (есть сходство с моделями Kia Sportage и Hyundai Tucson), то внутри этот автомобиль — настоящий европеец. Со своим стилем, хорошо подобранными материалами не только по цвету, но и по фактуре. «Мягкую» переднюю панель оживляют круглые «сопла» дефлекторов. На центральной консоли красуется удобный блок управления двухзонным климат-контролем, а чуть ниже — кнопки управления аудиосистемой Bose, которая предлагается в топовых комплектациях Privilege и Luxe Privilege. Рядом с рычагом коробки — кнопка «электронного» стояночного тормоза и знакомый по Лагуне джойстик управления мультимедийной системой. К сожалению, последний, как и большой цветной дисплей, не для России — эти удобные аксессуары предлагаются только в паре с навигацией Garminat CD Bluetooth, радовать которой российских покупателей Renault не спешит. Впрочем, в Марокко навигация Renault тоже не работает.

Не беда — за рулем и без нее хорошо: четыре регулировки сиденья (включая поясничный подпор), настраиваемое в двух направлениях рулевое колесо, обтянутое кожей и приятное на ощупь. Правильно расположенные педали, четко работающий механизм переключения передач. Задним пассажирам тоже неплохо — к их услугам регулируемые по углу наклона спинки, шторки на окнах, откидные столики. Жаль, места сзади немного. Если я со своим 190-сантиметровым ростом сажусь спереди, то за мной такой же высокий пассажир сядет без зазора «по ногам». Хорошо хоть, над головой пространства много — причем независимо от того, с люком машина или без.

Доступ в багажник организован так же, как у автомобиля Mitsubishi Outlander XL: поднимающаяся вверх короткая пятая дверь и откидывающийся в горизонталь маленький борт. Французы уверяют, что он выдерживает 200 кг, — это тут же проверили на практике двое увесистых коллег. Держит!

Внутри Колеоса появляется ощущение качества. Да и к эргономике претензий почти нет
Сиденье простовато по форме, но к диапазонам регулировок не придерешься Сзади места немного, зато можно с комфортом пообедать

А вот сам багажник невелик — 450 литров, что в среднем на 100 литров меньше, чем у основных конкурентов. Впрочем, Renault традиционно добирает полезный объем за счет дополнительных боксов и ящичков, разбросанных по всему салону. «В нагрузку» к просторному (с охлаждением!) «бардачку» прилагается выдвижной лоток под правым передним сиденьем и просторный бокс в подлокотнике со съемным пластиковым «ведерком». Под ногами задних пассажиров, как в минивэне Renault Scenic, расположены два лючка, под ними — пятилитровые тайнички. А откидное панорамное зеркальце позволяет водителю присматривать за малышами на заднем диване.

Словом, салон у Колеоса пусть и не самый просторный, но зато по-домашнему уютный. Семейные ценности!

По своим габаритам Koleos попадает как раз в середину между кроссоверами Nissan Qashqai и Nissan X-Trail, но по гамме силовых агрегатов он ближе к Икс-Трейлу. Та же полноприводная трансмиссия All Mode 4Х4-i c автоматически подключаемым приводом на задние колеса, те же моторы — двухлитровый дизельный (150 л.с. или 175 л.с.) и бензиновая «четверка» Nissan TR25 объемом 2,5 литра мощностью 170 л.с. Дизели появятся в России чуть позже, а потому основное внимание — бензиновому мотору, с которым агрегатируется как шестиступенчатая «механика», так и вариатор. Но все тестовые автомобили в Марокко были с «механикой».


Дорожный просвет в 206 мм позволяет уверенно преодолевать каменные «джунгли»

Согласно паспортным данным Koleos 2.5 с механической коробкой должен набирать сотню за 9,1 с. Но паспорт — это одно, а реалии — дело другое. Даже активно выкручивая двигатель до предельных 6500 об/мин, захватывающей динамики не чувствуешь. Реакции на педаль газа задемпфированы то ли в угоду экологии, то ли ради комфорта, о котором так много говорят представители Renault. При спокойной езде действительно все хорошо — никаких рывков в трансмиссии, мягкий, уверенный набор скорости. Но стоит выйти на обгон — и начинаешь сомневаться, что под капотом два с половиной литра. Да и на бездорожье, поднимаясь в гору, не чувствуешь запаса крутящего момента. Может, передаточные числа в коробке слишком «растянуты»? Не похоже: на второй Koleos разгоняется до 90 км/ч, на третьей — до 130 км/ч.

Хорошо хоть, механизм переключения передач работает без запинок. Да и тормоза неплохи, и подвеска функционирует как надо — даже на грунтовых дорожках в окрестностях древнего города Феса. В Марокко движение неспешное — местные водители, похоже, еще вчера управлявшие осликами и мулами , завидев на узкой дороге встречный автомобиль, едут посередине и не спешат уступать дорогу. Нет проблем — на скорости 100—120 км/ч я смело пускаю правые колеса на обочину, и мягкая, но достаточно энергоемкая подвеска без ударов «отрабатывает» неровности. По грунтовке можно спокойно мчать под 120 км/ч!

Отключаемый парктроник видит препятствия не только сзади, но и спереди. Система стабилизации — полностью отключаемая
В крыше два больших окна — переднее открывается
Откидное панорамное зеркальце позволяет наблюдать за сидящими сзади
Под рулем — удобный джойстик управления музыкой

— Когда команда японских конструкторов предложила нам первый вариант Колеоса, мы его не приняли, — рассказывает Николя Ремиз, директор проекта Renault Koleos. — Комфорта не хватало. Подвеску мы рекомендовали сделать мягче, да и шумоизоляцию нужно было улучшить. Зато теперь у нас лучший в классе автомобиль по плавности хода!

Для пущей убедительности Николя показывает диаграмму замеров вибраций на водительском сиденье: у Колеоса они минимальны, а все конкуренты (обезличенные) хуже.

Кстати, вопреки традициям Renault Koleos будет поставляться в Россию без дополнительной адаптации подвески. И правильно — от добра добра не ищут. Пусть Koleos мягковат, пусть допускает небольшую раскачку на волнах покрытия. Зато прямую он держит отменно, да и в поворотах на неровностях с траектории не спрыгивает. Усилие на руле в меру информативно — хотя в быстрых поворотах присутствует искусственная составляющая, которая выдает «электрическую природу» усилителя руля.

Поносился я по грунту и в раллийном стиле. Если включена система стабилизации, то электроника гасит скольжения в самом зародыше, параллельно урезая подачу топлива. Строго, но справедливо — автомобиль идет по заданной траектории без намека на занос. Если же систему отключить, то… Koleos все равно идет по заданной траектории — занос не удается вызвать даже контрсмещением! Дело в том, что роль системы стабилизации частично выполняет так называемый интеллектуальный полный привод (о нем говорит индекс «i» в названии трансмиссии All Mode 4X4-i). В случае скольжений электроника выбирает такую степень блокировки муфты, которая, например, не даст автомобилю уйти в занос — при наличии соответствующих датчиков это легко сделать, вовремя сняв лишний крутящий момент с задних колес.

Просторный перчаточный ящик — с охлаждением Под ногами задних пассажиров — два тайничка
В дверные подлокотники можно спрятать очки или несколько пачек сигарет А под центральным подлокотником — бокс со съемным «ведерком»
В дорогих комплектациях Koleos предлагает систему быстрого складывания задних сидений Easybreak: тянешь за ручку — подпружиненная подушка встает вертикально, а на ее место падает спинка
Складная спинка переднего сиденья позволяет перевозить предметы длиной 2,6 метра, однако уложить их на ровный пол не получится — мешает торчащая вертикально подушка заднего сиденья

А что с проходимостью? По трассе с искусственными неровностями Koleos шел уверенно — примерно так же, как год назад и Nissan X-Trail в Греции (см. АР №12, 2007). Ничего удивительного — ведь и трансмиссия, и программа управления муфтой подключения задних колес у них одинаковы. Водитель может выбрать переднеприводный режим, режим Auto или заблокировать муфту принудительно. Но самое интересное, что Renault по сравнению с Ниссаном выигрывает в геометрической проходимости: 6 мм в дорожном просвете (206 мм против 200 мм), 40 в угле въезда (270 против 230) и 20 в угле съезда (310 против 290)!

Поэтому Koleos неожиданно легко преодолевает крутые косогоры и глубокие канавы. Но на крутом подъеме или рыхлом свежевспаханном поле не хватает пониженной передачи — в сложной ситуации приходится «играть» сцеплением. Однако такие игры в конце концов приводят к тому, что двигатель перестает развивать обороты — похоже, электроника, «сканируя» тепловой режим работы мотора и трансмиссии, ограничивает подачу топлива.

Интересно, что с дизельным мотором мощностью 175 л.с. Koleos на бездорожье ведет себя ненамного лучше — на малой скорости, если обороты двигателя опускаются ниже 2000, приходится жечь сцепление. Нет, для таких упражнений более уместен «автомат» — и он, современный, шестиступенчатый, будет доступен в паре с дизелем мощностью 150 л.с.

В подполье — «докатка» с уложенным внутрь сабвуфером Bose

Но в России, где Koleos появится в сентябре, наибольшим спросом наверняка будет пользоваться бензиновая версия с вариатором в насыщенной комплектации Dynamique Comfort (двухзонный климат-контроль, датчики света и дождя, передний и задний парктроники, круиз-контроль, чип-карта «свободные руки», CD/mp3-аудиосистема, регулируемые спинки задних сидений). Такой Koleos будет стоить порядка миллиона рублей. А стартовая цена автомобиля с механической коробкой передач вряд ли опустится ниже 860 тысяч рублей. То есть Renault Koleos встает в один ряд с такими автомобилями, как Honda CR-V, Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Ford Kuga.

Да, конкуренция в классе кроссоверов нынче жесткая — много моделей, одна лучше другой. Но в этой борьбе мягкий и тихий Koleos вполне имеет шансы на успех.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Renault Koleos
Модификация 2.0 dCi 2.0 dCi 2.5
Тип кузова 5-дверный универсал
Число мест 5 5 5
Размеры, мм  
длина 4520 4520 4520
ширина 1855 1855 1855
высота 1695 1695 1695
колесная база 2690 2690 2690
колея передняя/задняя 1545/1550 1545/1550 1545/1550
Дорожный просвет, мм 188 188 206
Угол въезда/съезда, град. 27/31 27/31 27/31
Объем багажника, л 450/1380* 450/1380* 450/1380*
Снаряженная масса, кг 1655 (1709)** 1655 1622 (1655)
Полная масса, кг 2300 (2300) 2200 2150 (2200)
Двигатель дизельный, с турбонаддувом бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4 в ряд
Рабочий объем, см³ 1995 1995 2488
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,0/90,0 84,0/90,0 89,0/100,0
Степень сжатия 15,7 15,7 9,6
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 150/110/4000 175/127/3750 170/126/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 320/2000 360/2000 226/4400
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (вариатор CVT)
Привод полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 225/60 R17 225/60 R17 225/60 R17
Максимальная скорость, км/ч 179 (173) 189 185 (181)
Время разгона 0—100 км/ч, с 12,0 (н.д.*** ) 9,9 9,3 (н.д. )
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 9,5 (10,5) 9,6 13,2 (12,0)
загородный цикл 6,2 (7,0) 6,8 8,0 (8,0)
смешанный цикл 7,4 (8,3) 7,9 9,9 (9,5)
Выбросы CO₂, г/км 197(221) 209 237(228)
Емкость топливного бака, л 65 65 65
Топливо дизтопливо дизтопливо бензин АИ-95
* Со сложенными спинками задних сидений
** Данные в скобках для автомобилей с автоматическими коробками передач и вариаторами
*** Н.д. — нет данных

Источник: АвтоРЕВЮ